Экзистенциальная травма

Сказка о золотом петушке

о золотом петушке

Персонажи


Почему тут тяжело уходить в сказочные образы? 
Это самая болезненная история травматического расщепления, потому что здесь тот, кто травмирован, практически полностью отрицает/вытесняет факт травмы. 

Трудно себе представить сколько времени уходит у терапевтов в долгосрочной терапии, чтобы:
 а) докопаться до такой травмы, особенно, если она есть результат переплетения, например, был убит жестоко дед или одна из женщин в семье была изнасилована; 
б) обработать такую историю, облегчая жизнь человеку, потому что это вот без полевого видения воообще не очевидно, сколько тестов не проводи. 


Да, клиент демонстрирует все признаки насилия, но их не помнит, не признаёт, и, тем самым, вообще не включён в терапевтический процесс. Конечно, расстановки тут спасение и надежда на исцеление. 

Характерные симптомы этого типа травмы: тяжелейшие заболевания в самой запущенной стадии. Иногда это лишний вес или тяжёлые формы кожных заболеваний, например, псориаз. Все типы зависимостей — алкогольная, наркотическая, игоровая.

  • Царь Додон, жертва травмирующего опыта: покушение на жизнь, изнасилование, убийство, пытки, неизлечимые заболевания;
  • Шамаханская Царица, образ тотального избегания взаимодействия с травмой, алкогольная, наркотическая, сексуальная, игровая  зависимость или самоповреждающее поведение, очень часто — булимия и все виды РПП;
  • отношения Царя Додона и Шамаханской царицы, как стремление к иллюзии бесконечного удовольствия, после смерти родных сыновей;
  • ситуация начала «новой войны», когда Додон стареет, не такой сильный и могучий для сопротивления своим травмам, как в молодости;
  • сыновья Додона, это попытка начать хоть каким-то способом решать вопросы травмы, которые уже невозможно игнорировать, погибают, так как можно «закодироваться» от алкогольной зависимости, но сущностно это травму не исцеляет;
  • «Звездочет», который постоянно нудит и говорит правду, но его никто не слушает, то есть — полное игнорирование интуиции и сигналов тела;
  • «Золотой петушок» — понимание соотвествия времени, места, ситуации, то есть — ощущение себя здесь и сейчас, а не в травматической воронке.

Доминирующее поведение — избегание


При этом, состояние таких людей очень тяжёлое.
Недавно на учебе, когда мы обсуждали вопросы диагностики травмы и описывали состояние клиента как «я не знаю, чего я хочу», «я не понимаю когда мне хорошо, когда плохо», «у меня нет никаких желаний», «я не знаю, чтобы я хотел съесть», кто-то из коллег усомнился, что это возможно.
Но я в работе встречаю такое довольно часто. 
Как правило, это такой травматический «сэндвич»: 

  • переплетение: несу чувства мамы, отца которой убили, когда ей было 11 лет, она до сих пор его ждет; 
  • травма: меня никто не любит, я никому не нужен, я омерзительный, мама всегда ненавидела меня (по описанным выше причинам мама не в контакте с ребёнком, отвергает его);
  • ещё и довербальная травма, когда он родился тяжело, например; 

Диссоциация как «тотальный побег»


Вот мы и описали царя Додона, сбегающего от осознания, что дети погибли, в сладкие кущи секса с Шамаханской Царицей.
Звездочёт, который много дет верно служил царю маркером возврата к «социальному» поведению, перестаёт работать, когда человек уже не может игнорировать или блокировать возможность встречи с болевым переживанием. 

Условно говоря, голос Звездочета — голос тела, как правило, именно в этой истории чаще всего встречаются тяжелейшие заболевания в самой запущенной стадии. Иногда это лишний вес или тяжёлые формы кожных заболеваний, например, псориаз. 
Игнорируя тело и интуицию, Додон сбегает в «шатёр» с Царицей: играть в покер, употреблять мухоморы или пускается в безудержный секс с одноразовыми партнёрами.

Выход из этой грустной сказки в Золотом петушке, то есть — регулярной терапии: прежде всего телесной, так как глобальное «утекание» надо останавливать прежде всего в теле. Например, практикой йоги. Это сложнейшие истории, потому что, по всем описанным выше причинам, клиент сам в классическую терапию приходит поздно. Или вообще не приходит.

Но в терапии мы берём такие запросы, и очень многое можно сделать, облегчая жизнь человека на порядок. 

Огромная моя печаль в том, что если Шамаханская Царица или юный сын Додона, не говоря уже о Звездочете, на терапию попадают, то Додона я видела на своей сессии лишь однажды, угадайте, что с ним случилось, получив он самое скромное облегчение своего состояния?
Верно, сбежал, не забывая ещё и обесценить помощь, принимая ее за критику. 

Я хочу подчеркнуть, что образы такого типа травмы имеют как и метафорическое описание, так и буквальное, человеческое, то есть — ведут себя, согласно описанной поведенческой модели. И я не совру, если скажу, что каждый из вас встречал и Додона под полтос на жаркой вечеринке с юными девами, и Шамаханскую разлучницу и нудного Звездочета и даже юных сынов, сломавшихся об папины измены маме — без счёта.

А вот встретить/наработать себе Золотого Петушка — вот это задача задач. 
Спаси Христос, как говорится. 

Тип травмы
Экзистенциальная травма
Основные чувства
Основное чувство - страх смерти.
Терапевтическая стратегия
Идти, не слушая наветы, и разбить «гроб» собственных ограничений, так как одиночество это выбор, а не ситуация.
ОПИСАНИЕ ТРАВМЫ
Зависимость и созависимость, Основная черта травмы потери - ничего и никого не выбирать, «смиряться» с судьбой и постоянно возвращаться к сценарию «ничего не получится». «хрустальный гроб», который не дает жить новому, удерживая в старой программе «не живи»
ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
Главный признак этой травмы - зависимость. Алкогольная, наркотическая, игровая. Отношения между королевичем Елисеем, спасателем и царевной, которая постоянно отмораживается и запрещает себе чувства

Стать участником

Нажимая кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Статьи

Все статьи