Звук в системных расстановках. Часть первая
Всовременной науке есть несколько направлениий, изучающих воздействие музыки и ритма на человека. Есть разные теории, разные подходы, и, наконец, разные науки, где музыкальная теория пересекается с физиологией и нейрофизиологией мозга.
Опишу самые основные направления (грандиозные, на самом деле), для понимания, что же сейчас мы имеем в виду под нейрофизиологическим воздействием музыки и ритма на человека.
Исследования, занятые изучением особенностей восприятия музыки, связанных с акустикой отдельных звуков и тонов. В рамках данного направления предприняты попытки построения моделей «тембрального пространства», а также активно изучаются особенности восприятия тембра и тембровых изменений при различных условиях прослушивания.
Исследования, изучающие физиологические реакции организма при прослушивании музыки. Установлено, что в этих условиях происходят изменения ряда показателей автономной нервной системы, таких как ритмы сердца и дыхания, уровень электропроводности кожи и гормональный статус.
Исследования, изучающие терапевтическое применение музыки для коррекции различных патологических состояний и реабилитации. Отдельно стоит выделить использование музыки в процедурах тренингов по принципу биологической обратной связи. Отмечено, что музыкальные воздействия могут обладать повышенной эффективностью, если они согласуются с биоэлектрическими характеристиками нервной системы.
Ритм – наиболее явно и сильно воздействующая на психосоматику человека составляющая аудиальной среды. По музыкальному определению, ритм – это последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Однако мы чаще всего понимаем ритм как последовательность звуков, исполняемых ударными инструментами.
Барабаны и бубны, как одни из наиболее часто встречающихся ударных, распространены по всему миру без исключения. Они часто служат для аккомпанементов культовых церемоний, ритуалов и мистерий, вводя слушателей в транс и изменённое состояние сознания. Существует множество экспериментальных доказательств нейрофизиологического воздействия ритма на слушателя.
Более того, классики этнографии: Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс настоичиво утверждают, что музыкальные традиции играют одну из главных ролей в формировании устойчивых структур нейрофизиологического объединения человеческой популяции — нации, этноса, племени, рода.
Более того, современные социально-психологические исследования подтверждают эту теорию. Они указывают на то, как важно не просто прослушивание музыки или ритма человеком, но как это важно делать в коллективе (группе). В ходе очень интересного исследования выяснилось, что при анализе социограммы и музыкальных предпочтений, эмоциональные связи в 95% совпадают с музыкальным предпочтением коллег, а положительные эмоциональные связи и схожие музыкальные предпочтения совпадают в 95 % случаев. Отрицательные эмоциональные связи и не схожие музыкальные предпочтения совпадают в 90% случаев. Так же есть оценка музыки различными психотипами.
По сути, все авторы согласны друг с другом, что аудиальная среда, формирующая культуру нейрофизиологического объединения популяции, может быть разложена на три составляющих: ритм, танец и использование особых частот. Все три составляющих оказывают сильное влияние на слушателей и приводят к определённому набору психосоматических реакций индивида и группы.
Ученые, как люди неутомимого любопытства, даже предоставили нам эцефалограммы тета-ритмов мозга, которые показывают нам изменения после прослушивания музыки. Но сначала, общая схема нейрофизиологического воздействия.
По сути, все авторы согласны друг с другом, что аудиальная среда, формирующая культуру нейрофизиологического объединения популяции, может быть разложена на три составляющих: ритм, танец и использование особых частот. Все три составляющих оказывают сильное влияние на слушателей и приводят к определённому набору психосоматических реакций индивида и группы.
Рассмотрим, как же происходит это воздействие.
Рис. 1.
Общая схема нейрофизиологического воздействия.
Как это подтверждают ученые? Так, американские исследователи Хатчинсон, Охара и Роулинг приводят энцефалограммы тета-ритмов мозга после прослушивания барабанов.
После получаса прослушивания боя различных музыкальных инструментов у слушателей наблюдалась активность мозга, подобная эпилептической:
a) равномерная дробь военного барабана (характерный отклик у 47%),
b) походный маршевый ритм (отклик у 71%),
c) равномерный бой большого барабана 1 уд./с (отклик у 86%),
d) бой большого барабана + дробь малого (отклик у 32%),
e) тремоло большого барабана двумя колотушками (отклик у 44%),
f) редкий бой большого барабана 1 уд./20 с (отклик у 63%),
g) неравномерный бой большого барабана (отклик у 57%).
Бой тарелок (распространённый приём в индуистских храмовых церемониалах или у буддистов Индонезии) с частотой 0.5 Гц и интенсивностью 60 дБ приводит к генерализованной эпилептической активности мозга, что хорошо видно на записи тета-ритмов мозга, приводимых этой же группой учёных (рис. 5).
Иными словами, слушатели перестают себя контролировать и могут легче отрефлексировать то, что заблокировано психическими защитами.
Рис. 3. Энцефалограммы тета-ритмов мозга до (а) и после (б) 30-минутного прослушивания боя индейских барабанов.
Рис. 4.
Энцефалограмма после получаса прослушивания боя различных музыкальных инструментов.
Рис. 5. Бой тарелок с частотой 0.5 Гц и интенсивностью 60 дБ приводит к генерализованной эпилептической активности мозга.
Схема воздействия ритма на вегета- тивную нервную систему и через неё – на эндокринную – примерно такова (рис. 6).
Рис. 6.
Схема воздействия ритма
на вегетативную нервную систему.
«Чукчи и чукчанки не хуже русских женщин, о которых я упоминал, лечат пением и бубном от каждой болезни и даже от каждого горя. Я помню одну остановку зимой на дороге в одиноком шатре. Спальное помещение было тесно, как ящик. Единственный сын хозяина, мальчик лет восьми, был болен. Нас поэтому едва впустили внутрь, ибо мы могли привести с собою за плечами из тундры еще других духов, неведомых и жадных. После ужина мальчик сказал отцу, жалобно и ворчливо: «Худо мне. Постучи немного в бубен, чтобы мне сделалось легче».
В связи с шаманством в темноте в полураздетом виде находится, быть может, и то обстоятельство, что чукотские шаманы вообще не имеют шаманских плащей и кафтанов. Только подвески, кисти, бахрома или другие украшения на обыкновенной меховой рубахе, и то не у каждого, свидетельствуют о шаманском призвании. Бубен у чукчей — простой, маленький, круглый, эскимосского типа, в отличие от всех соседних племен. Даже близкородственные коряки употребляют большой овальный бубен восточноазиатского типа. Однако чукотские шаманы придают исключительно важное значение каждой подвеске и кисточке. Ношение такой отличительной черты возлагается духами на юношу как внешний признак вдохновенья, и именно против такого ношения больше всего вначале вооружается сердце избранника. Ибо люди увидят и засмеют.
Шаман начинает действие пением и стуком в бубен. Пение состоит из короткой музыкальной фразы, которая повторяется несколько десятков раз, потом заменяется другой. В тесном помещении пение и бубен производят оглушительное, одуряющее впечатление. Шаман пользуется бубном как резонатором и при помощи его старается отклонять волны звуков вправо и влево. Через некоторое время уже исчезает возможность ориентироваться в темноте, и кажется, будто голос шамана перемещается из угла в угол, снизу вверх и обратно. Тогда начинается чревовещание.
Экстаз наступает у шамана как результат продолжительного пения и стука в бубен. И в сущности говоря, и общение с духами, и предсказание будущего или магические заклинания, — все это производится в состоянии экстаза. Чукчи, однако, различают еще так называемое погружение. В этом состоянии тело шамана остается лежащим на шкурах, а душа погружается в мир подземный или улетает в надземный. Именно в этом состоянии шаманы производят борьбу с вредоносными духами, поиск украденных душ и т. д. Впрочем, в сказках шаманы погружаются под землю вместе с собственным телом и даже с бубном. Разумеется, и в действительной жизни про того и другого из шаманов тоже рассказывают, что он может погружаться в землю вместе с телом»
Итак, резюмируя все вышеперечисленное.
Воздействие ритма приводит к изменению электрической активности головного мозга:
◊ подавлению альфа-ритмов (спокойное состояние),
◊ обострению бета-ритмов (деятельность),
◊ появлению сильных тета-ритмов (отсутствие контроля сознания, транс, ме- дитация, изменённые состояния сознания, агрессия, психопатические черты поведения),
◊ появлению локальной или генерализованной эпилептической активности,
◊ изменению сна после прослушивания (огромные дельта-волны, характерные для коматозного состояния),
◊ полному устранению мю-ритмов (индикатор неподвижности),
◊ появлению каппа-ритмов (самопроизвольные движения мышц),
◊ индуцированию состояний, подобных шизофрении (онейрофрения).
Изменение процессов нейротрансмиссии, зарегистрированное у пациентов, сводилось к:
– перевозбуждению альфа 1 – адренергических постсинаптических рецепторов,
– избыточному синтезу и торможению обратного захвата норадреналина.
Изменение гипоталамо-гипофизарной регуляции гормонального синтеза провоцировало:
– избыточный синтез катехоламинов (дофамина, адреналина и нор-адреналина) и серотонина,
– повышение содержания фенилала- ниндекарбоксилазы,
– ингибирование распада указанных гормонов до их метаболитов ГВК (гомо- ванилиновая кислота – основной продукт обмена катехоламинов, в том числе дофамина) и ВМК (ванилилминдальная кислота – конечный продукт метаболизма катехоламинов адреналина и но- радреналина, выделяемый из организма с мочой),
При акустическом ударе (очень громкий и не ожидаемый слушателем звук) происходит синтез гармалола и иных производных гармина (нейро-опиаты, обладающие психоделической активностью).
Обобщив результаты исследований отечественных и зарубежных учёных, мы составили системно-динамическую диаграмму влияния ритма и особых частот на нейротрансмиттерные и гормональные реакции в организме человека (рис. 9):
Рис. 7.
Системно-динамическая диаграмма аудиального влияния на нейротрансмиттерные и гормональные реакции в организме.
Мы видим, что с помощью аудиальной среды возможно сильно повлиять на:
• центральную и периферическую нервную систему,
процессы нейротрансмиссии,
• процессы нейромедиации,
• гормональные реакции,
• психосоматические реакции,
• электрическую активность головного мозга.