«Воплощения. Системная расстановка, телесная работа и ритуал». Рецензия на сборник

«Воплощения. Системная расстановка, телесная работа и ритуал». Рецензия на сборник

«Воплощения. Системная расстановка, телесная работа и ритуал».
Издательство: Институт консультирования и системных решений, 2016 г.
Серия: Системная терапия и консультирование
Составители: Гуни Лайла Бакса, Кристина Блюменштайн-Эссен, Астрид Хабиба Кресцмайер.
Взяла в отпуск эту книгу, просто первую на полке, за время учебы я их купила штук двадцать. Получилось, что познакомилась со всеми «большими немцами», книга сделана на основе докладов конференции в Вислохе.

Для начала оговоримся, что термин «большие немцы» появился в мировом расстановочном сообществе после того, как метод стал очень популярен, и семинары стал вести не только Берт Хеллингер, но и его соратники. Процитирую Елену Веселаго, текст из ее ЖЖ: «У Самого Хеллингера нет учеников. Были соратники – те самые Большие Немцы: Гунхард Вебер, Герхард Вальпер, Хантер Бомон, Марианна Франке, Рахель Шлоссер, Микаэла Каден, Гунхильд Бакса и другие.» 


Прочитав книгу я получила ответ на вопрос: «почему никто не пришёл на смену» этим людям.
«Большие немцы» = большие учёные. У Киббеда докторская степень по философии, у Гаснер докторская по психиатрии, у Гуни Лайла Бакса степень по философии. Вообще у всех у них нет образования (гуманитарного или медицинского) ниже нашего кандидата наук.

Это так, ремарочка для тех, кто считает что достаточно просто «чувствовать», я без подкола. Конечно, чего бы нам тут не «просто чувствовать», когда метод тридцать лет вытачивали супер-умы и теологи-монахи уровня Хеллингера. Мы пришли на готовое. Я принципиально подчёркиваю этот факт, мы не в своей лично системе работаем, нам дали, мы научились.

Киббед, вообще, пишет о том, что вся наша жизнь это расстановка, и трудно найти момент, когда мы учимся «замещающему» восприятий. Это умеют все люди без исключения. Просто остальные не знакомы с принципами метода.
Систему придумал человек, который смог молитвой «прозреть», а доработали те, кто безупречно владел мозгом и хотел эту молитву «вплести» в понятный себе контекст. Честно говоря, самые талантливые западные учёные. Спасибо, Господи, как говорится.

Книга очень сложная, фактически сборник по философии для младших научных сотрудников.
Я небольшие тезисы делала, с вами с радостью поделюсь.

Первое. Большое внимание к телу (не как у Берта Хеллингера) и включение тела, внимание к восприятию заместителей, наблюдается у Вирджинии Сатир и находящейся под ее влиянием грацкой школы расстановочной работы (Бакста и Эссены), а так же у Шпарер+Киббеда.

Ева Маделунг. Тело как инструмент системного восприятия.
Описание философских систем, на основе которых появились Расстановки: Мерло-Понти, Франциско Варелла. Появление буддистких систем в западном восприятии. Включение тела в развитие метода. Хеллингер делал высказывания, что порядок нам уже «задан», так же как он задан дереву, в том числе и в телесном (росте и цветении) выражении. Тело есть выразитель естественного порядка.

Ричард Бейкер. Воплощение пространства.
Без тела нет опыта. Общий порядок даётся нам через тело, оно — инструмент восприятия, выразитель воспринятого.
Ум и тело не есть одно и не есть два, это отношения, которые можно культивировать.
И отсюда может начать работать осознанное присутствие «отождествляй себя с пространством, и тогда не будет такого места, которое будет отдельно от тебя».

Матиас Варга Фон Кибед. Тело как орган восприятия в системной расстановочной системе.
Кибед пишет, что есть четыре типа системно-зависимых форм восприятия представляемых систем.
Первая — замещающее, оно всем доступно. Кстати, он пишет, что чем чаще и больше работает одна и та же группа, тем лучше ее результаты (привет, годовой курс у Васильева, и нам, девы, вообще нельзя бросать, эффективность со временем только растёт).
Второе — рецептивное восприятие. Если очень упростить, то есть тот, для кого делается расставка, и те, кто участвуют, на второстепенных ролях. Главная перспектива (запрос конкретного клиента) его взгляд на все — это и есть рецептивное восприятие.
Третий тип — интереагирующее (восприятие самого расстановщика), которое Киббед считает очень важным. Коротко — взаимодействие поля расстановщика с полем системы. (Тут я позволю себе замечание, что не зря, не зря Елена Викторовна говорит о технике безопасности — это точно оно: мы сами вносим с процесс столько «своего», что наши собственные «системы очистки» вообще должны быть на первом месте. Ну, если вы конечно не пришли в метод решать свои задачи. Я таких вижу. И, да, восприятие «я зашла в поле и стала чистая и невинная и работаю с духами аки ангел небесный» ЛОЖНОЕ. Мы все своё заносим и всем своим работаем, это не хорошо, не плохо, факт.)
Четвёртый тип — модулирующее полевое восприятие.

Мы ощущаем все тонкие взаимодействия внутри системы Расстановки и должны с величайшей осторожностью соприкасаться с «тканью чужой судьбы».

Мета-Расстановки в полярности убеждений (это про тетралему) можно поставить три большие силы — любовь, познание, порядок. Этот метод очень подходит для тех случаев, когда конкретные люди и их переживания невыносимы (убийство, геноцид), можно перенести все это на «уровень выше». То, что ЕВ называет штуки. Можно ставить вот такие, конкретные.
Пишет о важности безоценочного подхода.

Интересная статья Зигфрида Эссена про театр, психодраму, в общем, тоже про мысль Киббеда что все вокруг расстановка. Узнала что мой любимый Питер Брук пользовался идеями тех, кто создавал и расстановки в том числе.

Гуни Лайла Бакса. Сначала описывает классический «путь героя» как основную ритуальную систему. Зов — неведомое — смерть/трансформация — возвращение в новом качестве.
Каждая система (от атома до системы галактик, включая все живое и не живое) может сохранять свою автономию и индивидуальность, при этом — активно приспосабливаясь к сообществу других систем через коммуникацию с ними.
Это две разнонаправленные задачи создают напряжение. Это и есть поле, как я понимаю. В этом месте открывается другое измерение, которое ведёт в глубину, то есть в этом месте возможна трансформация. (Если пользоваться языком нью-эйджа, да, мы постоянно существуем в пространстве возможностей, ха-ха-ха).
Всё взаимодействие в поле решается «порядками», то, что Хеллингер называл законом иерархии. Ритуалы несут в себе знания о порядках не на интеллектуальном уровне.
Расстановка работает в поле «между», Бакса это описывает как «сидит на заборе».

Манфрид Кремзнер, этнолог, про ритуалы.
В африканском понятии «семьи» нет временного ограничения, в семью входят все жившие до, живущие сейчас, все те, кто будут жить. (Доопытно человек получает значение, что его включённость в семью вечная. Думаю, в этом есть огромная эмоциональная устойчивость африканцев).
Есть социальный мир людей, есть мир «знающих систем» — предки, божества, духовные сущности.
Шаманское искусство врачевания считается старейшим целительским искусством человечества.
Шаман всегда действует за пациента, берет на себя его боль, встречаясь с его духами (как заместитель)

Астрид Хабиба Кресцмаер. О благословении тела (духовные традиции Бразилии).
Любопытное замечание, что шаманское течения, в которых принято экспрессивное телесное выражение происходят из тех культурных пространств, где женщины и женское занимают признанное место в обществе и публично участвуют в принятии решений. (Тут я ярко вижу собственное неприятие женской ритуальной схемы и доверие к мужскому типу разрешения. Слёзы, вопли, отрывание волос и трагические всплески для меня в работе мало приемлемы и сущностно фальшивы. Могу это даже признать собственной слабостью.)

Кристина Эссен даёт описание шаманских ритуалов индейцев чероки «Цветущее дерево», там есть любопытное замечание, что у людей, с точки зрения чероки, есть четыре щита — четыре точки зрения на то, как мы воспринимаем мир. Цель ритуала привести все четыре в состояние баланса.
Женщина несёт перед собой взрослый «женский щит» (север), «щит маленькой девочки» позади себя (юг), справа у них «щит внутреннего мужчины» (запад), слева «щит внутреннего маленького мальчика» (восток). У мужчин расположение обратное: перед собой взрослый «мужской», сзади «маленький мальчик», слева «щит внутренней женщины» (восток), справа «щит маленькой девочки» (запад).
Она описывает сначала ритуал, а потом, как С помощью этой системы она выработала свой личный расстановочный метод (интересный).

Гуни Лайла Бакста
Ритуал как танец с энергией жизни.
Описывает процесс использования конкретных ритуалов племени Дагара из Буркина-Фасо, с помощью их старейшины и шамана, в расстановочной работе.

Закончить хотелось бы вот чем: тело это главный инструмент расстановщика, тело есть его опыт, воплощённый в восприятие, именно всё тело (опыт телесный, душевный, интеллектуальный) входит в «транс» в диаде, совсем не ум.

Точнее, в идеале, от нас требуется работа местом соединения тела, речи и ума, а это уже высочайшее требование к медитации в буддийских традициях.
Но если упростить понимание, то в работе участвует опыт тела через душу ума.
Очень простая мысль, но меня впервые посетила.
На западе люди с трепетом относятся к интеллекту, и только сейчас, с йогой, множеством телесных практик, восстанавливается баланс уважения и к телу.

А еще хотелось бы напомнить слова Хеллингера: «Расставлять нужно со страхом и трепетом».

Все статьи
Подпишитесь на рассылку

Получайте актуальную информацию о мероприятиях для терапевтов