Звук в системных расстановках. Часть вторая

Звук в системных расстановках. Часть вторая


ФИЛОСОФИЯ
И вот теперь, после понимания грандиозного физилогического воздействия ритма на человека, посмотрим на проблему еще шире.
Мы не привыкли задумываться о том, что все в мире организовано, структурировано и существует с помощью ритма.  Прежде всего, ритм есть в пространстве и времени (часики тик-так) и в человеческой биологической жизни (бодрствование-сон). Философы сказали бы, что ритм является всеобщим законом процессуального бытия. 
Ритм — явление сложное, многозначное, но нам, людям, необходим ритм, он нас отстраивает от прошлого в будущее, он единственное спасение от хаоса и деструкции. Поэтому даже в хаосе мы ищем организации, что и является первым и важнейшим описанием ритма: он есть мера нашей устойчивости во всех процессах жизни. 
Всю свою «культурную» жизнь человечество провело в наблюдениях за ритмами природы, ритмом звезд и банальными физическими ритмами, и пришло в выводу, что Человек и Вселенная есть единый организм. Человек, конечно же, хотел постичь суть взаимодействия внутри этого организма, прогнозируя риски и создавая защитные системы против конфликтных ситуаций. 
И, если уже говорить об организме, то никто не станет спорить, что все человеческие органы работают в собственном строгом ритме, основой каждого из них является повторяемость и цикличность. Эти ритмы стройно вписываются в единую структуру — человеческое тело.
Что в ритме может волновать нас, людей XXI века?
Посмотрим на ритм в жизни человека в трех измерениях: природном, социальном, культурном. 
Исследование разнонаправленных ритмов природы, социума и человека интенсивно ведется разными науками. Подробно изучены ритмы Вселенной, доказано воздействие космических ритмов на различные процессы и объекты Земли, на отдельных людей, их сообщества и человечество в целом, доказано единство, подобие и повторяемость ритмов от микро- до мегамира. Проанализированы ритмы физических движений, ритмические основы колебательных и волновых процессов. Разносторонне исследованы ритмы культурно-исторического развития, детально разработаны вопросы музыкального ритма.
И если ритмы природы и нашего организма изучены биологами, физиологами, метеорологами и астрологами (простите), ритмы внутри обществ, государств и политических систем — политологами и социологами, то ритмы культурные вообще не являются предметом изучения, потому что это ускользающая, межкультурная тема. 
Хотя, казалось бы, это совершенно очевидная и ясная вещь! Традиционные бинарные оппозиции: Бог — дьявол, инь — ян, черное — белое, день — ночь, жизнь — смерть, можно рассматривать как универсальные культурные ритмические категории. Культура, с самых ее первых, исключительных образцов, явление строго ритма, баланса и гармонии рационального и иррационального. Потому что, создавая нечто прекрасное, музыка это или храм, человек сам творит этот  художественный ритм, а потом обретает власть над ним. 
Здесь я бы печально заметила, что в современном обществе на лицо жесточайший кризис — и культура, и политика, и экология, половая этика показывают жесточайшую аритмию, иррациональность и деструкцию. 
В чем философское значение ритма в целом? Он упорядочен человеком, понят им, и применяется как принцип прекрасного, он есть наиболее эффективный способ структурирования и согласованного взаимодействия внешних и внутренних факторов. 
Потеря ритма — это потеря оптимальной формы протекания процессов: социальных, культурных, биологических.
Почему ритм и его огромное культурное значение важно мне? Прежде всего, как помогающему практику, который в терапии использует звуковое воздействие бубна и погремушки, опираясь на них, как на важнейшую часть терапевтической интервенции. Я использую не только на физиологическое структурирование и воздействие звука на мозг (об этом во второй части). Я признаю невероятное культурное воздействие «простого ритма» на человека, то, что мы вообще не замечаем и не ценим в обычной жизни. 
Для чего? У меня есть четкий ответ на этот вопрос.
Ритм обнаруживает себя во всех предметах и явлениях, в процессах и формах, в повторяемости и цикличности, в множественности и разнообразии. Как я уже писала,человек живет и обрабатывает собой сложнейшую полиритмию: он во власти биологических, психологических, социальных, а также стихийно возникающих под воздействием внешних факторов ритмов. И, если различные ритмы вступают в конфликт, это меняет образ жизни и ментальность человека, вызывает осознанные или неосознанные физические и душевные недуги, то, что мы смело можем назвать травматическими паттернами. 
А как из них выходить? Это вообще не банальный вопрос, ответ на который находится, если внимательно изучить тему. 
Конечно, с помощью «простого ритма», музыкального ритма, который обладает грандиозной структурирующей силой.
Его упорядочивающие свойства, исцеляющие человека как физически, так и психологически, применялись на протяжении многих веков еще со времени проторелигий. 
Тут мы должны вспомнить про шаманов, в основе культурной интервенции с самого первого воздействия лежит камлание — ритмическое и экстатическое воздействие с помощью звука. Когда люди жили общинами, коммуникативный ритм имел чувственно-контактную форму. 
Рыночные отношения усложнили ритм взаимодействия: он начал рассеиватьсься вещами, техникой, цепочками действий множества людей. В супериндустриальной фазе человек уже становится винтиком в сложной системе связей, строго выполняющим предписываемые ею действия. Теперь коммуникации в основном осуществляются через различные технические средства: нет времени навестить друга, лучше написать в мессенджер или послать электронное письмо. 
И здесь мы получаем всплеск интереса к шаманизму, по совершенно логичным причинам. Нет ничего в природе, что не стремилось бы прийти к гармонии, и своему истинному ритму. 
Это важно не только потому, что человеку необходимо выплеснуть эмоции в обществе других живых людей. Люди, лишившись привычных ритмов, начинают саморазрушение, искажают свою жизнь, и жизнь других. Но у них есть огромное подсознательное желание «вспомнить» изначальный ритм. И этот ритм «возвращает» их к нему. 
Здесь я вообще не первооткрыватель, еще Платон говорил о том, что внутренний космический строй должен был соответствовать внешнему Космосу — гармоничному, разумному, прекрасному и вечно движущемуся в едином ритме, где у каждого есть свое место как физиче- ское, так и логическое, каждый элемент служит отображением целого и восстанавливает это целое в себе. 
Основой античной теории ритма была ритмика хореографии, законы которой переносились и на другие жанры, в частности, стихосложение. Музыка и поэзия существовали неотделимо друг от друга, и теория стиховых размеров (метрика) возникла в Древней Греции как раздел теории музыки, которая представляла собой философскую науку, так как включала античную концепцию строения мира. В упорядоченном прекрасном космосе царила гармоничная «музыка сфер», а музыка земная, должна была соответствовать ей, подчиняясь жестким канонам, помогавшим строгому структурному оформлению. 
Сделаем тут еще одну очень интересную пометку: в суфиском трактате «Ипостаси музыкального бытия» есть схема иерархии мира, в основании которой лежит положение об истечении (судур) бытия (вуджуд), и предстает следующим образом: музыка сфер — абстрактный звук (Саут-е Сармад, звук «Ху») — звуки, цвета, формы феноменального мира. Под музыкой сфер там понимается состояние изначального покоя, которое также для него представляется непрерывно звучащей музыкой Абсолюта, что в европейском прочтении соответствует пифагорейской и неоплатонической традиции, обозначающей мировую гармонию. Музыка в религиозном сознании суфиев (тоже!) выступает как божественная субстанция.
И здесь мы переходим к самому неоднозначному философскому пониманию ритма. Я допускаю, что искусство, язык и религия, как явления, возникли одновременно и взаимозависимо. Это моя любимая тема, история возникновения и описания взаимодействия человека и ДУХА. 
Мо­мент, когда словами, обозначающими действия, начинают обозначать предметы и их свойства, есть момент возникновения религиозных пред­ставлений. Наделение знака смыслом (я нацарапал на скале своего защитника — Сокола) в процессе общения между членами общины требует акта веры в значение знака (мое племя верит, что Сокол нас защищает). Происходит осознание этих действующих сил, наделяемых чело­вечески личностными чертами. Анимизм (шаманизм) можно считать проторелигией,  первоформой верований. 
И как человек, имея веру в этих одушевленных духов, оказывает на них влияние? И не только реально физическое, но и мис­тическое, волевое — одним представлением, одной силой мысли, умножен­ной соблюдением обрядов (в том числе, ритуалов, традиций) и произнесением/пропеванием магических словесных формул и ритмическим соединением себя с Духами — камланием. Ритмом. 
Это определяет и в по­следующем постоянное использование музыки в ритуалах всех религий в качестве самых необходимых инструментов, воздействием которых осуществля­ется воспроизводство сонорного мироощущения и исцеления. 
Мы неизбежно, я бы даже сказала изначально, обречены использовать ритм как часть терпии «травматического раскола», потому что это не просто культурная традиция шаманов. Это культурная традиция человечества. 

Список использованной литературы:
Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-ХХвв.: Хрестоматия / Сост., вступ. ст., исслед., прилож., заключ., подбор илл. Т. Ю, Сем. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. — 664 с. 
К.С. Шаров; Энергия музыки: нейрофизиологическое воздействие. “Энергия: экономика, техника, экология” 1’2017
А. Ю. Золотухина, «Влияние слухового сенсорного притока на процессы межцентрального взаимоотношения в головном мозге человека», Автореферат на соискание ученой степени кандидата биологических наук. 
Г. А. Радченко, «Особенности показателей ЭЭГ и вегетативной регуляции при воздействии музыкальных фрагментов с разной тональной модуляцией»,  Автореферат на соискание ученой степени кандидата биологических наук.
Г. А. Карцева «Ритм, как культурно-антропологический феномен», Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. 
К.А. Назарова «Система музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека (психофизиологический аспект). Автореферат диссертациина соискание учёной степени кандидата психологических наук. 
Н.В. Бобылева «Социокультурная природа музыки: социальная динамика сонорного мироощущения», Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. 





Все статьи

Персонажи по теме

Подпишитесь на рассылку

Получайте актуальную информацию о мероприятиях для терапевтов