Сказка о мертвой царевне
Травма потери возникает, в первую очередь, вследствие внезапной смерти близкого человека, с которым у затронутого лица есть (была) эмоциональная привязанность.
Добавлю из своего опыта — или переплетения с человеком, который потерял близкого.
Главный признак этой травмы — зависимость. Алкогольная, наркотическая, игровая.
Зависимость, как мы понимаем, почти всегда и созависимость.
Основная черта травмы потери — ничего и никого не выбирать, «смиряться» с судьбой и постоянно возвращаться к сценарию «ничего не получится». «хрустальный гроб», который не дает жить новому, удерживая в старой программе «не живи». Внезапная смерть близкого, смертельное заболевание, утрата дееспособности
Сказочка, конечно про треугольник Картмана:
— царевна — жертва,
— Елисей — спасатель,
— царица — преследователь.
Потом все меняются местами, по классике.
Вообще, интересная сказка в плане образа царевны, которая вообще не видна как герой. Вернее, она такая классическая пострадавшая, но это совсем не так. Начнем с того, что она уже царевна, у нее много по праву рождения (талантов, навыков, разных вариантов хорошей жизни). тут первая зарубочка
Да, в самом начале сюжета царевна теряет мать, которая умирает при родах, то есть, она сирота с рождения. И получает мачеху, всегда стрессовый фактор, то, что жертва всегда считает «злым роком».
Предположить, что мачеха нормальный человек, помешанный на своей внешности, и что не вступать с ней в конфликт довольно просто — это уже из области не сказочных сюжетов, но человеческих.
Царевна вызывает гнев мачехи, чтобы травматический процесс манифестировал (был проявлен). тут вторая зарубочка
Выученная беспомощность царевны (вообще, извините, даже не смотря на мачеху, она дочь царя, требования у неё все обоснованные), поразительна. В общем, в ситуации потери «покорность», «вселенная предлагает — надо брать» и прочая таргетированная хрень, принимаемая за знаки судьбы, очень характерна. тут третья зарубочка
Что там ещё любопытно? Про семь богатырей. В общем-то, это про то, что даже в изоляции царевна прокачивала скиллы, училась, но, блин, и тут никого не выбрала, не определилась с профессией. тут четвертая зарубочка
Основная черта травмы потери — ничего и никого не выбирать, «смиряться» с судьбой и постоянно возвращаться к сценарию «ничего не получится».
И тут, конечно, волшебный Елисей, который все скачет и скачет, бьет гробы и бьет, но никак оттуда царевну выковырять не может, это для нас великое наставление, потому что царевну надо оставить «в гробу», потому что из гроба царевна должна выбраться сама!
Кстати, «выход» из этой «сказочки» — правда. Потому что правду в ней говорит только зеркальце, и это единственный способ.
А вот сможет ли царевна не врать сама себе — огромный вопрос. Достаточно пройти по зарубочкам, чтобы понять все самые очевидные места, где она может изменить «горькую судьбу».
Но не делает этого.
А пора бы уже в терапию, царевна, дорогая.
Что ещё можно добавить про травму потери, опираясь на «Сказку о мертвой царевне»?
Общий резонанс персонажей — потеря близкого, потеря опоры в реальности или в том, как планировал будущее. Говоря расстановочным языком, у всех людей, которые участвуют в сценарии, в истории семьи есть огромная непринятая потеря.
Они ее «обрабатывают» каким-то сценарием, но общее решение персонажей избегание:
Помните ли вы папочку царя? Спился, как мне кажется, в большую потерю.
Царица зацикливается на внешности, своём величии и давит все, что ей кажется опасным, сплетничает, подличает. Она не может принять что стареет (например).
Царевна выпадает в детское состояние или просто ложится в «гроб»: отмораживается в чувствах, либо всегда настроена на самый пессимистичный сценарий: пьющий муж это оно (мой крест), работа за три рубля тоже оно (а большего я и не заслужила). Символ ее раскола это бегство от одиночества любой ценой, и, при этом, лежание в гробу, то есть яркая социальная активность, но, при этом, тотальное непроявление чувств и полное отсутствие эмоционального контакта с кем бы то ни было, и даже с собой.
Елисей спасает и спасает, в основном мёртвых, т. е. не способных на яркие чувства). И/или отвергающих.
Кстати, если партнер оживает/начинает проявлять настоящим эмоции — например, гнев, Елисей сваливает из отношений раскачивать новый гроб. Кстати. С ветром и ясенем он разговаривает, потому что бухает/употребляет/зависим от секса. Сори.
Что лежит в основе сценария? Упрямство. Расстановочным языком говоря — большое служение родовому сценарию из любви: «ты умер и мы все умрем».
Что такое «разбить гроб»? Увидеть реальность без искажения своей «несчастной судьбы». Перестать умирать в чью-то честь. Начать жить свою жизнь. Как решается эта сложная задача? Согласием с тем, что запланированный сценарий не осуществится.
Фразой «Я отказываюсь от справедливости».
- отношения между королевичем Елисеем, спасателем и царевной, которая постоянно отмораживается и запрещает себе чувства.
- «хрустальный гроб», который не дает жить новому, удерживая в старой программе «не живи»
- идти, не слушая наветы, и разбить «гроб» собственных ограничений, так как одиночество это выбор, а не ситуация.