Травма системных отношений

Сказка о Царе Салтане

о Царе Салтане

Персонажи

Это травма травли, преследования, сексуального и медицинского насилия, потери дома из-за больших процессов (война, репрессии).
Итак, основная тема этой истории бесконечный поиск справедливости, злой рок и борьба, бессилие человека перед большими системами. А еще исключительность: каждый герой этой истории считает что он особенный и заслуживает «особого отношения», тем самым не признавая свою отвественность за произошедшее. 

  • Отношения между брошенным Гвидоном и царем Салтаном, который поддался на мнение людей, а не поверил себе;
  • покалеченные тетки (окривела, ослепла) — как свидетельство чувства вины;
  • «чудеса» Гвидона, которые ему нужны, чтобы не стыдиться своей брошенности, потерянный дом и семейные связи. Травля, медицинское насилие. Безденежье;
  • царевна Лебедь — освободить себя от «злых чар» и занять свое место по праву, высоко себя оценивая: «жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь»;
  • Заметим, невзначай, что обе жанщины подвергаются травле — и мама и жена (и жена Салтана, и Царевна Лебедь);
Ксения Гулканян
Побег от реальности плохо различим, и часто путается с супер-силой


«Салтан» это сказка про терапевтические проходы. Ее можно было бы назвать «если хочешь быть здоров».
Например, Лебедь первая во всех четырёх историях женщина, обладающая рефлексией и/или посещающая терапию.
У неё, конечно, тоже есть всякая херня в анамнезе (вспомним коршуна, который ее терзал, не случайно, думаю, вообще-то она была на грани смерти), но она с ней справилась и это даёт ей невероятные ресурсы (тут очень много воздуха в лёгкие набрали ведические женщины, чтобы произнести пламенную речь о том, как женщины энергией содержат мужчину, но пусть выдыхают бедняги).
Все чудеса для Гвидона делает Лебедь. Она их делает как лебедь, а не как тётенька. Это означает, что имея негативный опыт, замуж она не торопится, хотя Гвидон ей нравится, и она даже готова ему немного, просто из симпатии, поворожить. В этом месте я всегда вздыхаю, потому что именно оно искажено сейчас ужасно. Во всех смыслах. Быть самодостаточной и не дрессировать мужчину ради брака, быть спокойной и верной, но не считать при этом брак единственной радостью в жизни — что ещё из идеалистических сценариев вам перечислить? Думаю, так получается у некоторых. Надеюсь на это. 

Почему их пара вполне здорова? Да потому что Лебедь не притворяется мёртвой и/или не требует морского владычества. Она высоко себя ценит. Муж ее высоко ценит. Она здорова и сразу его предупреждает, что парные отношения это сложно:
«Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».

Оцените, как нормально она обрабатывает гнев и метания Гвидона, когда ему поставили нереальный KPI или начальник его грызёт: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Не знаю, понимаете ли вы насколько это отличается от современного подхода в диалоге с уставшим мужчиной. Но промолчу. 
Кстати! Совсем не исключая роли матери Царицы, которая тоже вполне себе не зря притянула Салтана в гневе в свою личную жизнь, хочу отметить важную тему — Гвидон просит материнского благословения на брак. 
Уважение к свекрови и ее решениям (какое щас поднялось, да?! сильное и страстное желание заорать матом (зачеркнуто)) это тоже «проход». 
Тут очень много про женскую конкуренцию, мамы и дочери, невестки и свекрови, проход тут трудный, но «взять» можно. У меня своя жизнь, мама, у тебя своя, спасибо за жизнь. Поклон. 
Почему свекрови за жизнь? А кто вам мужа родил? А на кого ваши дети похожи, на Пушкина? :-)))

Это сказка про детей, родители которых развелись, и их сначала навернуло в личной жизни, а потом они поняли про себя что-нибудь и решили устроить хороший брак. И получилось. 
Осталось тотальное недоверие к жизни? Осталось. 
Осталось ощущение, что люди все предатели? Осталось.
Но, как-то удаётся с этим всем хламом управляться потихоньку. 
Да и сам Салтан, который двадцать лет сидел в крутых чуваках, а потом нашёл в себе силы поднять попу (бросить пить/курить, сидеть на нелюбимой работе и так далее), договориться с внутренними критиками и реальными подпевалами, тут йоги/расстановщики вспоминаем, как отлично отваливаются «друзья», когда мы начинаем жизнь с нового листа) и сделать шаг в сторону смирения и своей жизни.
Ещё замечание по всем сказкам: Мертвая Царевна и Бабка это нижняя динамика: «Мама, я умру ради тебя», Елисей и Гвидон это верхняя динамика: «Мама, я буду жить ради тебя».

Ещё добавлю про сестёр и сватью бабу Бабариху, прямо. Если вам кого-то хочется вот просто грызть, про кого хочется сплетничать и обсуждать, смотрите сразу на триггеры (на какой глаз вы окривели), чтобы понять какой свой недостаток вы старательно не замечаете. Сестры и сватья недовольны своим местом/статусом/положением. Но они ничего не делают, в отличии от Гвидона, только злословят и очерняют (не в смысле они, в смысле — мы, я тоже такое люблю *вздохнула). 
Проход тут с том, что надо анализировать что вас уязвляет в жизни другого человека, чтобы понять на что у вас нет сил (и почему) — наряжаться каждый день, вспахивать или иметь отличные отношения с начальником.

Теперь про «чудеса». Белка у нас про хорошую карьеру: «Князю прибыль, белке честь», 33 богатыря про безопасность, которая есть как фактор «я просто знаю, что все будет хорошо». 

Главный герой — Гвидон, конечно, получает все, чего хочет, но цена его «побед» в том, что у него нет детства, сразу после разрыва родителей он идет искать маме пропитание, ну, то есть, становится тем, кто заменяет маме мужа, это во-первых, а во-вторых, судорожно соединяет маму и папу своими перелетами, превращаясь в насекомое первая зарубочка 
Удивительно пассивная роль мамы, кстати, не случайна. Мама «жертва», но за свою жертву от папиного гнева она потребует от сына/дочери вообще все, что есть в природе — новый город, княжение, чудеса и даже полностью уничтоженного бывшего. вторая зарубочка
Вообще, если бы мама не считала себя лучше сестер, Салтан — умнее всех на свете, Гвидон — исключительно заслуживающего счастья, то истории бы не было. А так она складывается как по нотам.
Салтан слушает прихлебателей, сплетни и абсолютно ведом «группой поддержки». Он совершенно раздавлен чувством вины, но уже не может выбраться из порочного круга. Поэтому, переодически, он впадает в дикий гнев и неадекват. 
Гвидон, ослепленный чувством мести «за маму», «я ему докажу, что зря он нас бросил», делает невообразимые вещи в реальности — это супер-достигатор, который ходит по головам и выполняет пятилетку за три года, он не может остановиться. Самый страшный страх Гвидона, это когда не будет того, кому надо доказывать. Поэтому Гвидон себе это организует все время — сложности на работе, скандалы в коллективе, бабушек кусает в глаз, в общем, весьма не однозначный персонаж. 

Тип травмы
Травма системных отношений Этот тип травм ребенок получает при первом негативном опыте взаимодействия с группами и коллективами - в детском саду или школе. Не смотря на то, что ребенок уже достаточно взрослый, чтобы обсудить ситуацию с родителями, из-за сложностей в семье он, как правило, не получает никакой поддержки, и «справляется» в одиночку. Травля или публичное высмеивание, участие в травле других приносит ребенку детскую травму, которая, в последствии, выражается в определенном негативном сценарии. Он включает в себя различные сложности во взаимодействии с коллективами или публичными организациями.
Терапевтическая стратегия
Признать свою "обычность" и отказаться от справедливости.
Основные чувства
Стыд и вина, навязчивость, страх нового, травля, сплетни, коллективные акции, хейтерство
Доминирущее поведение
Основная тема этой истории бесконечный поиск справедливости, злой рок и борьба, бессилие человека перед большими системами. А еще исключительность. Каждый герой этой истории считает что он особенный и заслуживает «особого отношения»

Стать участником

Нажимая кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных